Среднерусская пчела наряду с немецкой, голландской, британской и другими европейскими породами составляет суперпороду Apis mellifera mellifera L. В результате естественного расселения, состоявшегося вслед за последним обледенением Европы, пчёлы этой породы распространились по центральной части России до Урала. На север европейской части и за Урал, то есть в Сибирь, куда они были занесены человеком. Вместе с тем нельзя исключать, что в Сибири были аборигенные пчёлы, то есть проникшие туда в результате естественного расселения ещё до того, как они были завезены туда человеком из европейской части страны (в конце XVIII века).

     Эти пчёлы самые крупные по сравнению с пчёлами любых других пород. Масса молодой пчелы при выходе из ячейки около 100 – 110 мг. Окраска тела тёмно-серая, без какой-либо желтизны. От пчёл других пород, населяющих нашу страну, отличается самым коротким хоботком – длина 5,9 – 6,35 мм, самым низким тарзальным индексом (широколапости) и самым высоким кубитальным. Расстояние между выступами на переднем крае третьего тергита – 5 мм, длина правого переднего крыла – 9,35 – 9,5, ширина – 3,26 мм. Пчёлы чрезвычайно злобливы (карпатская пчела по сравнению с ними просто лапочка), мало склонны к пчелиному воровству, свои гнёзда от пчёл-воровок защищают плохо, сильно беспокоятся при разборке гнёзд (возбуждённо бегают на сотах, вынутых из ульев для осмотра, и повисают гроздьями на нижних брусках рамок этих сотов, иногда «высыпают» из улья, что сильно затрудняет поиск матки).

     Соты строят исключительно высокого качества, не соединяют их друг с другом восковыми перемычками, запечатывают мёд белой («сухой») печаткой, гнезда прополисуют слабо. Недостаточно предприимчивы в отыскании источников корма и очень медленно переключаются с худших источников на лучшие. Установлено, что при выставке на точке для «осушки» сотов после откачки мёда первыми появляются кавказские пчёлы, очень быстро собирают весь оставшийся на них мёд и тут же исчезают. Среднерусские же пчёлы появляются на этих сотах, когда уже кавказские заканчивают собирать мёд и очень долго кружатся на этом месте после того, как пчеловод уберёт сухие соты. Такая «привязанность» к однажды выявленным источникам может быть как полезной (сплошной массив сильных одновременно зацветающих и отцветающих медоносов), так и крайне нежелательной (сравнительно слабые, не концентрированные в пространстве и во времени источники). Монофлорные источники используют эффективнее полифлорных. При наступлении медосбора мёд складывают вначале в магазинную часть гнезда, а затем только в расплодную, поэтому ограничивают выращивание расплода только при наступлении главного медосбора. Поддерживающий медосбор в первую половину сезона не ограничивает, а стимулирует выращивание расплода. При отсутствии матки пчёлы этой породы гораздо дольше других пород не становятся трутовками. Случаи «тихо» смены и сожительства маток наблюдаются чрезвычайно редко. В зимний период концентрация СО2 в клубе пчёл поддерживается на очень высоком уровне – около 4 %, что сильно снижает их активность и обеспечивает состояние глубокого покоя. Именно по этой причине среднерусские пчёлы гораздо меньше, чем пчёлы других пород, реагируют на резкие изменения температуры воздуха в зимовнике, не нарушая при этом плотную структуру клуба (даже при повышении температуры воздуха в зимовнике до + 4 – 5 ‘С сидят абсолютно тихо, тогда как кавказские пчёлы уже при этом «бушуют»).

     Среднерусские пчёлы самые зимостойкие и выносливые в мире. Превосходят все остальные породы по устойчивости к нозематозу и европейскому гнильцу, а по устойчивости к падевому токсикозу уступают только пчёлам краинской породы.

     Профессор Г.А. Кожевников (1931) писал: «В бортях Башкирии и Уральской области мы имеем остаток этой первобытной лесной тёмной пчелы, которая в настоящее время представляет величайшую драгоценность. Её надо всемерно беречь от метизации и на ней основать массовое развитие коренной среднеевропейской пчелы».

     Весеннее развитие пчелиных семей начинается несколько позже, чем у южных пород, протекает довольно интенсивно и заканчивается примерно около середины июня. Плодовитость маток высокая – в пору интенсивного весеннего развития достигает 2 тыс. и более яиц в сутки. В этом отношении среднерусские матки уступают только итальянским. Среднерусская порода очень ройлива – в роевое состоянии в течение сезона приходит до 50 % и более пчелиных семей. Находясь в роевом состоянии, гораздо сильнее других пород снижают темпы использования поддерживающего медосбора, строительства сотов и выращивание расплода. С помощью известных приёмов перевести пчёл из роевого состояния в рабочее практически невозможно. Такое «переключение» достигается лишь в результате выхода роя-первака и срыва всех маточников, кроме одного, либо наступления сильного медосбора (до 2,5 – 3 кг в день).

     Среднерусские пчёлы превосходят по мёдопродуктивности пчёл других пород в условиях сильного устойчивого медосбора с липы, гречихи и некоторых других медоносов (например, вереска). Гораздо хуже других пород используют медосбор с фацелии и бобовых культур. В условиях полифлорного, а также любого относительно слабого и недостаточно устойчивого медосбора они заметно уступают по продуктивности серой горной кавказской и другим породам. По количеству заготавливаемой перги и воскопродуктивности среднерусские пчёлы превосходят все остальные породы пчёл России и бывшего СССР.

     Пчёлы среднерусской породы незаменимы в районах с суровыми климатическими условиями (север европейской части России, Урал, Сибирь), а также на тех пасеках Нечерноземной зоны Российской Федерации, где ещё не обеспечена надёжная сохранность пчёл в зимний период (наблюдается большой отход плохо зимующих южанок и их бессистемных помесей) или где планируется наладить массовое производство отводков и пакетов для реализации (имея в виду очень высокую плодовитость этой породы).

     Семьи этой породы пчёл, будучи завезёнными в южные районы с сухим, жарким климатом (в Среднюю Азию, на Северный Кавказ), не могут долго жить там в этих условиях, довольно быстро ослабевают и обычно ещё до конца сезона прекращают своё существование.

     Среднерусские пчёлы, тем более населяющие северо-восточные районы европейской части России, а также Сибири, превосходят тёмных европейских по зимостойкости, выносливости, устойчивости к некоторым заболеваниям и агрессивности, хотя и имеют с ними много общего по целому ряду признаков. Кроме того, географическая изменчивость экстерьерных признаков у среднерусских пчёл ориентирована точно с севера на юг (удлинение хоботков, уменьшение размеров тела и т.д.), а у темной европейской пчелы с северо-запада на юго-восток.

     Скрещивание этой породы с другими высокопродуктивнми, но изнеженными (южными) породами позволяет получать сильные, выносливые и высокопродуктивные семьи-помеси I поколения.