Подготовка гнезд к кочевке на близкое, а в особенности на дальнее расстояние состоит в предварительном удалении из гнезд полномедных рамок и рамок свежеотстроенных и заполненных медом. Это делается для предотвращения их обрывов и дальнейшего разрушения всего гнезда. Дело в том, что от волнения пчел в гнездах поднимается высокая температура даже при наличии вентиляции, от чего соты становятся менее прочными и под тяжестью меда могут обрываться. Устраняя аварийную ситуацию, пчелы начинают собирать с пола улья мед и температура еще больше повышается. Начинают обрываться другие соты, большинство пчел и матка в меду утопают. Семья пчел гибнет. Таких случаев бывает немало, особенно, у тех пчеловодов, которые пренебрегают существующими правилами.
После изъятия из гнезд рамок с медом гнездо укомплектовывают наиболее подходящими для расплода сотами. В том случае, когда кочевка проводится ранней весной и пчелы еще не полностью занимают гнездо, последнее ограничивают вставной доской, которую с двух боковых сторон прибивают гвоздиками.
Некоторые пчеловоды вместо гвоздей используют специально изготовленные из стальной проволоки штыри. Штырь упирают острыми концами в боковые стороны улья, а периметр штыря упирает вставную доску и не позволяет ей сдвинуться. Так комплектуют гнездо, если сотовые рамки оснащены гофманскими разделителями, которые не позволяют им в пути от тряски сомкнуться и подавить пчел. В том случае, когда сотовые рамки не имеют гофманских разделителей, пчеловоды используют какие-либо другие приспособления. Например, можно закреплять соты двумя планками с прибитой на них пористой резиной. Планки кладут параллельно одна другой поперек рамок (ближе к краю) и, слегка вдавливая в рамки, прибивают к улью. Можно закреплять рамки в гнезде с помощью специально изготовленных колышков размером 10×15×100 мм, которые вставляют в улочки между рамками с двух краев. Чтобы такой колышек не проваливался в улочку, с торцевой стороны вбивают гвоздик и загибают в сторону рамки либо вместо гвоздика прибивают квадратик из жести.
Вентиляция гнезд — крайне необходимая мера, предупреждающая запаривание и гибель пчелиных семей в пути. Современная конструкция ульев значительно упрощает эту работу. Перед погрузкой ульев на транспортное средство на гнезде наполовину загибают холстик и снимают подушку, что позволяет пчелам свободно выходить под крышку, которая снабжена вентиляционной сеткой, и обеспечивает надежную вентиляцию. Если в ульях вентиляция отсутствует, делают специальные рамы, обитые капроновой или проволочной сеткой.
Скрепление отдельных частей улья. Для скрепления на период транспортировки улья с магазинной надставкой и крышкой, а также нескольких корпусов с крышкой используют рычажные и ленточные скрепы, различного рода хомуты. Там, где их нет, отдельные части улья скрепляют между собой простыми деревянными планками, прибивая их к боковым сторонам. Однако лучше всего пользоваться ленточными скрепами, изготовленными из жести или ремней.
Хорошим приспособлением может служить резиновый скреп, изготовленный из бракованных автомобильных камер путем разрезания их на кольца шириной 5—7 см и оснащения последних проволочными петлями. С помощью этих петель скрепляют крышку улья с нижним корпусом, цепляя петли за шурупы, ввернутые с обеих сторон улья. Части улья находятся в стянутом положении за счет упругости резины.
На любительских пасеках, где грузят и разгружают ульи вручную, иногда перетаскивая их на большое расстояние к автотранспорту, крайне необходимо иметь на боковых сторонах улья ручки, которые шарнирно прилегают к стенке улья, не препятствуя размещению на автомашине. Некоторые пчеловоды вместо железных ручек прибивают к боковым сторонам планки с выемками, чтобы удобно было брать рукой. Летки обычно закрывают наглухо задвижками.